МОР

Архидемон - это Древние Боги, воплощенные в форме могущественных и ужасающих драконов и оскверненные порождениями тьмы. Они ведут порождений тьмы и являются их лидерами во время Моров.
Мор  – период в истории, когда порождения тьмы выбираются на поверхность влекомые Архидемоном. Всего за историю было пять моров. Считается, что всего их будет еще два. В общей сложности семь, по количеству Древних Богов Империи Тевинтер.
Моровая болезнь - скверна, распространяемая порождениями тьмы. Она разрушает и оскверняет все живые организмы. Гуманоиды и животные либо сходят с ума и претерпевают мутации, либо умирают. Выжившие гуманоиды превращаются в Вурдалаков, а животные мутируют.
Оттепель - период окончания Мора, когда Архидемон повержен и порождения тьмы бегут обратно на Глубинные Тропы. Когда Серые Стражи побеждают Мор, они ищут уцелевших порождений тьмы, называя это Оттепельной Охотой.
Посвящение - Чтобы стать членом ордена Серых Стражей, рекрут должен пройти обряд, называемый Посвящением. Во время ритуала рекруты пьют из кубка, содержащего смесь крови порождений тьмы, лириума и каплю крови Архидемона. Немногие переживают такое, но те, кому удается, выжить становятся Серыми Стражами
Порождения тьмы – создания обитающие на Глубинных тропах и выползающие на поверхность во время Мора. Считается, что они возникли, когда древние магистры осквернили Золотой Город. Порождения тьмы являются разносчиками скверны. Обычно выбираются маленькими группами, но во время Мора поднимаются на поверхность, образуя огромную орду.
Право Призыва – особая привилегия, данная Серым Стражам в виду необходимости. Они могут призвать в свои ряды любого - от короля до преступника и им никто не имеет отказать.


СТРАНЫ И НАРОДЫ

Аварцы – древний народ, живущий родоплеменным сотрем в Морозных Горах. Считается один из трех ветвей берущих свое начало от аламаррийских племен и лучше других сохранивших их культуру.
Арканум - официальный язык Империи. В Языке превалирует число эльфийских слов, одно из которых "фен" - "волк".
Архонт – Первый Магистр, глава Империи Тевинтер
Банны – 1. Центральная часть Ферелденской долины 2. Небольшой землевладелец 3. Содружество независимых баннов.
Магистр – могущественный маг в империи Тевинтер, состоящий в совете возглавляющем страну.
Собрания Земель –ежегодная встреча знати Ферелдена. Оно проводится уже около трехсот лет, с несколькими перерывами во время Мора и вторжений
Тедас – ранее называлась территория, находящаяся за границей Империи Тевинтер. После распада Империи название распространилось на все известные страны и континенты.
Тейрн – военный лидер, который в древности имел достаточно власти, чтобы принимать присягу на верность от баннов. Он может призывать баннов и эрлов на войну, а те, в свою очередь, обязаны подчиняться и сдерживать свою клятву.
Торговый принц – представитель знатного торгового дома в Антиве.
Хасинды – народ обитающий в Диких землях Коркари с тех пор, как первые войны с аламарри тысячу лет назад вытеснили их на юг. Живут в диковинного вида хижинах, построенных на сваях или даже на вершинах могучих деревьев. Они раскрашивают лица и, подобно авварам, разделены на небольшие племена, которые управляются шаманами.
Шевалье – рыцарский орде их Орлея, известный своей жесткой дисциплиной. А также тем, что шевалье может делать все, что пожелает и законы на него не распространяются.
Эрл – это ставленник тэйрнов в стратегически важных крепостях. В некотором роде эрл имеет даже больше власти, чем банны, но принимать клятвы на верность все же не могут.


МАГИЯ

Завеса - лишь абстрактное понятие, указывающее на самый факт изменения восприятия, и лишь сложность такого изменения для живых существ и духов могла вызвать представление о Завесе как о вещественном барьере.
Изоляционисты -  маги, небольшая группа, предлагающая занять удалённые территории, чтобы избежать конфликтов с населением.
Истязания – ритуал, которые проходят ученики в Круге прежде, чем стать полноценным магом. Во время него они отправляются в Тень, чтобы пройти испытание на мудрость и прочность духа. Если ученик не проходит истязания, храмовники его убивают.
Круг Магов - Башня, где с самого детства живут и учатся маги под строгим присмотром Храмовников.
Либертарианцы - маги набирающее силу братство, публично отстаивающее большие свободы для Кругов, а в тайне желающее полного отделения от Церкви – весьма опасная позиция, естественно.
Лириум -   очень редкое вещество, крайне опасное для всех, кроме самых умелых и опытных гномов. У людей и эльфов контакт с лириумом вызывает тошноту, волдыри на коже и сумасшествие. Маги же к необработанному лириуму не могут даже приближаться, для них это верная смерть. При смешении с жидкостью и принятии внутрь лириум позволяет магам входить в тень в полном сознании, в отличие от всех остальных, попадающих туда лишь во сне. Также раствор лириума используется при чтении особо энергозатратных заклинаний, поскольку дает магу силу, превышающую его собственную.
Лоялисты - маги проповедующие послушание и покорность Церкви.
Лукрозианцы - маги  считающие, что Круг должен заниматься в первую очередь тем, что выгодно. Они стремятся, во-первых, к накоплению состояния и, во-вторых, к достижению политического влияния.
Малефикары - маг, который использует запретную магию крови. Таких обычно отлавливают и убивают.
Одержимые  - Маг, в которого вселился демон, сила одержимого всецело зависит от могущества демона, что вселился в мага. Это справедливо для всех одержимых существ.
Отступник - маг, который живет по своей воле, а не в Круге Магов. Таких тоже отлавливают и возвращают обратно в Круг. Или же, убивают.
Сообщество магов -  своего рода тайная гильдия,  члены которой могут подать прошение и знать, что его рассмотрят без предубеждения. Сообщество ухитряется работать в относительной секретности: члены его хранят тайну, а клиенты не раскрывают имен.
Тень – мир, где обитают духи и демоны. А так же в древности находился Золотой город Создателя. Все живые существа, кроме гномов, попадают в Тень во время сна, а маги могут проникать в нее и в сознании.
Усмиренные  -  это самые загадочные, но притом наиболее приметные члены Круга. Маг, которого храмовники отрезали от Тени с помощью древнего ритуала и лишили практически всех эмоций и чувств.
Эквитарианцы - маги проповедующие умеренность и следующие жестокому кодексу чести, которому, по их мнению, стоило бы следовать всем магам.


РЕЛИГИЯ

Андрасте – великая пророчица, почитающаяся как невеста Создателя и являющаяся основательницей церкви.
Древние боги - семь великих крылатых драконов, которые, как говорят, правили древним миром. Церковь утверждает, что они являются источниками первородного греха, поскольку обманом отвратили человечество от его истинного создателя. Вера человеческая ослабла, и потому Создатель в гневе отвернулся от мира – но прежде в наказание заточил Древних Богов в вечных темницах глубоко под землей.
Песнь Света - коллекция песнопений, которые вместе составляют религиозные тексты Церкви. Она основана на учении Андрасте, Невесты Создателя, и создана в 1040 ТЕ учениками Андрасте после ее смерти.
Право Уничтожения – власть дарованная храмовникам уничтожать весь Круг, если они сочтут его не поддающимся исправлению.
Создатель - тот, кому поклоняется Церковь. Он упоминается как мужчина, а пророчица Андрасте считается его женой. Хотя Церковь и считает, что Создатель всемогущ и создал все, Он отвернулся от мира из-за ошибок его творений.
Храмовники - военный орден Церкви, в чьи обязанности входит охота за отступниками, малефикарами и слежка за волшебниками Круга Магов.
Черный жрец – название главы церкви в Империи Тевинтер.  Обычно используется всеми остальными жителями Тедаса, как знак неодобрения еретичных взглядов магистров и тевинтерской церкви.


ГНОМЫ

Главный Летописец - один из Хранителей. Задача этого мудреца - вести хроники, представляющие огромную ценность для всех гномов.
Големы -  созданные Совершенным Карадином из стали или камня, они некогда являлись важнейшей частью обороны Орзаммара. Практически вечные и абсолютно послушные, способные метать огромные камни и прорывать порядки врага, эти огромные создания стоили в бою дюжины воинов и во время войны становились страшным, сокрушительным оружием.
Деширы - название, данное дворянам, которые являются членами Собрания.
Испытания – смертельные бои на арене, за которыми следят многочисленные зрители. Основное предназначение Испытаний - решать споры между знатными Домами, которые выставляют своих поединщиков - воинов-чемпионов.
Камнедробильщики - так назывался легион Кэл Шарока, города-побратима Орзаммара. Во многом он был похож на Легион Мертвых - в нем тоже состояли гномы, обреченные на гибель в бою.
Касты – деления общества гномов. Всего существует семь каст. Их получают с рождения и до смерти. Девочки наследуют касты по матери, мальчик – по отцу.
Легион Мертвых - легендарное воинское подразделение гномов. Суть Легиона состоит в том, что все его воины - "мертвые". Право вступить в него имеет любой гном, если он готов добровольно отречься от всего, что имеет.
Молчаливые Сестры - орден женщин-воинов, основанный Астит Мрачной. В память о ней все Молчаливые Сестры отрезают себе язык.
Наземники -  гномы, живущие на поверхности, стоят вне иерархии гномов. Уходящий наверх лишается касты, дома и расположения предков. Для Орзаммара он отныне отверженный.
Неприкасаемые - низшая каста подземного общества. Члены этой касты, считаемые потомками преступников и прочего сброда, презираются всеми остальными гномами.
Совершенные - гномы, достигшие такого величия, что поднялись почти до уровня божеств.
Тэйг - колония гномов, основанная и названная в честь особых домов. Обычно основывалась Совершенными.
Хранители - историки, ученые, специалисты по генеалогии и философы.
Хроники - это архивы и летописи подземного народа. Летописи повествуют об истории гномов и ведутся вот уже более тысячи лет.


ЭЛЬФЫ

Айронбарк – особый метал, более прочный и легкий. Долийцы используют этот материал для изготовления оружия, некоторой одежды и амулетов.
Аравели - украшенные резьбой повозки-дома, которые везут галла, большие белые олени.
Валласлин – татуировка, наносимая на тело долийцами по достижению совершеннолетия. Основная ее цель напоминать, что никогда больше долийцы не откажутся от своих традиций и верований.
Венедаль – народное дерево, растущее в центре эльфинажа, священно для эльфов.
Вир Танадаль – особый кодекс, название которого означает «Путь Трех Деревьев». Он состоит из трех частей:  Vir Assan ('Путь Стрелы'),  Vir Bor'Assan ('Путь Лука'), Vir Adahlen ('Путь Леса').
Долийцы – потомки правителей уничтоженного государства эльфов. Люди считают их чуть ли не преступниками. Они верят в древних богов, и каждый член племени носит на лице татуировку того бога, которому поклоняется.
Доллы – вторая родина эльфов, расположенная на востоке нынешнего Орлея, подаренная эльфам за помощь в походе Андратсте.
Забытые - боги зла, с которыми боги эльфийского пантеона борются в бесконечной войне. Даже эльфийские старейшины практически ничего не знают о них.
Ин Утенера – песнь радости, обычно исполняется во время обряда Утенера, что-то наподобие погребальной песни.
Утенера - Слово означает "долгий сон”, для которого старейшие эльфы удалялись в склеп, бывший и ложем и могилой. После пышной церемонии, на которую собирался весь клан, старейшие впадали в дремоту, длившуюся столетиями. Часто они и вовсе больше не просыпались. Со временем тело такого эльфа ослабевало, и он тихо умирал во сне.
Хранители - старейшины и лидеры эльфийского народа.
Элувиан - магическое зеркало. Оно является своего рода порталом. Он был создан эльфами Арлатана как портал для дальней связи и, возможно, для перемещения между городами эльфов, используя иную магию, чем ту, которую использует Круг Магов и даже Тевинтерская империя.
Эльфинажи -  закрытые сообщества эльфов, живущих в городах людей, обычно окруженные стенами и находящиеся в самых бедных, криминальных частях города.  Их жители обычно бедствуют и выживают попрошайничеством или берясь за самую чёрную и неблагодарную работу или в отчаянных случаях, выскальзывают из эльфинажа ночью, воруя, грабя и убивая.


КУНАРИ

Арваарады -  термин применяется ко всем кунари, в чью собственность попадает сааребас. В обязанности арваарадов входит строгий контроль сааребасов.
Аришок - один из трёх лидеров народа кунари. Он является своеобразным генералом кунари, командующим армией.
Ашкаари - с языка кунари означает "тот, кто ищет", например, ученики, ученые или лица, достигшие просветления.
Ашкаари Кослун - философ и основатель веры в Кун, его учения вдохновили тысячи кунари обратиться к этому жесткому порядку
Кослун - единственный известный кунари, имеющий собственное уникальное имя, отдельное от его роли, цели в жизни, что может быть понято как поиск истины.
Кун - религии, основанной на писании ашкаари Кослуна. Кун определяет роль каждого человека и всех аспектов общества кунари, как мирского, так и духовного.
Сааребасы - этот термин применяется ко всем кунари, обладающими магическим даром. Из-за того, что сааребасы находятся в постоянной опасности поддаться искушению демонов или собственным убеждениям, их высоко ценят в обществе, считая их самыми преданными и отверженными , а также обладающими наибольшей духовной силой и верностью Кун.
Тал-Васгот – кунари, отринувшие Кун. Они живут вдали от земель кунари, зачастую работая наемниками.
Тамассран – что-то вроде воспитательниц-жриц. Они контролируют селекционную программу, подбирают родителей для того, чтобы на свет появился ребенок, больше всего подходящий для определенной профессии.
Фолиант Кослуна - священное писание истории кунари, созданное основателем веры в Кун, ашкаари Кослуном.